По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 – 22 июня в рамках празднования Собора Иваново-Вознесенских святых в Ивановской митрополии будет пребывать великая вселенская святыня - ковчег с частью главы святителя Иоанна Златоуста из Храма Христа Спасителя города Москвы.
19 — 20 июня ковчег со святыней будет находиться в городе Иваново, 21 июня - в Кинешме, 22 июня - в Шуе. Программа пребывания святыни в Ивановской области строится следующим образом:
19 июня, среда. Встреча святыни:
Приблизительно 18:00 - встреча ковчега с частью главы святителя Иоанна Златоуста у Преображенского кафедрального собора города Иваново.
Всю ночь с 19 на 20 июня святыня остается в Преображенском соборе. На протяжении всего этого времени храм будет открыт для молящихся. Перед святыней будут совершаться молебные пения.
20 июня, четверг. Торжества в Иваново:
9:15 - встреча ковчега с частью главы святителя Иоанна Златоуста у Святых ворот Введенского монастыря. Далее - Божественная литургия. В богослужении и крестном ходе принимают участие митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Шуйский и Тейковский Никон, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, духовенство Иваново-Вознесенской епархии.
12:00 - начало крестного хода. Он следует по Шереметевскому проспекту до площади Революции. Здесь перед святыней будет совершен молебен. Далее крестный ход следует по проспекту Ленина к Троицкому храму на площади Пушкина, где богослужение заканчивается.
В Троицком храме, открытом для верующих на протяжении всей ночи, святыня будет оставаться до утра 21 июня. Перед святыней будут совершаться молебные пения.
21 июня, пятница. Пребывание ковчега с частью главы святителя Иоанна Златоуста в городе Кинешма:
7:00 - отбытие ковчега со святыней из Троицкого храма в город Кинешму.
9:00 – встреча ковчега с частью главы святителя Иоанна Златоуста у Троицкого кафедрального собора города Кинешмы. Затем – Божественная литургия.
На протяжении дня 21 июня и ночи с 21 на 22 июня, за исключением времени вечернего богослужения, перед святыней в Троицком кафедральном соборе города Кинешма, открытом для молящихся, будут совершаться молебные пения.
22 июня, суббота. Пребывание ковчега с частью главы святителя Иоанна Златоуста в городе Шуя:
7:00 - отбытие ковчега со святыней из Троицкого кафедрального собора города Кинешмы в город Шуя.
9:00 - начало крестного хода из Воскресенского собора г. Шуя навстречу ковчегу с частью главы святителя Иоанна Златоуста. По прибытии святыни в Воскресенский собор – Божественная литургия.
До отбытия святыни из собора перед ней совершаются молебны. Воскресенский собор на протяжении всего этого времени будет открыт для богомольцев.
16:00 - в Воскресенском соборе молебен перед ковчегом с частью главы святителя Иоанна Златоуста, по окончании которого святыня покинет Шую.
Историческая справка
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из величайших христианских святых. Он является автором чина Божественной литургии, совершаемой в православных храмах на протяжении большей части богослужебного года. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух".
Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.
Впоследствии глава святителя Иоанна Златоуста была перенесена на Афон в монастырь Ватопед. Судьба других оставшихся в Константинополе мощей святителя Иоанна сложилась трагически. В ходе Четвертого крестового похода (1204 год) западноевропейскими рыцарями был завоеван Константинополь. Столица Византии подверглась разграблению. Из нее было вывезено множество святынь, в том числе и мощей святых угодников Божиих. Значительная часть мощей святителя Иоанна оказалась в Риме. Эти часть была возвращена Константинопольскому Патриархату по решению папы Иоанна Павла II в 2004 году и в настоящий момент находится в православном в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).
В 1655 году часть главы святителя по просьбе царя Алексея Михайловича была принесена в Россию ватопедскими монахами. Эта часть осталась в России и в настоящее время пребывает в особом ковчеге в Храме Христа Спасителя. Именно этот ковчег и приносится в пределы Ивановской митрополии.
Часть главы святителя Иоанна осталась в афонском монастыре Ватопед, где пребывает и в настоящее время.