12.08.2012

Религиозное воспитание скаута. Святитель Василий Кинешемский


Религиозное воспитание скаута. Святитель Василий Кинешемский

Обращаем внимание посетителей страницы на малоизвестный факт биографии святителя Василия (Преображенского), епископа Кинешемского. До своего рукоположения в сан он был одним из основателей скаутского движения в России







Религиозное воспитание скаута. Святитель Василий Кинешемский

В первую очередь мне хотелось бы поставить вопрос о развитии религиозного мировоззрения и религиозного чувства.
Религиозные вопросы, к сожалению, теперь не в моде, особенно среди молодежи, и это очень жаль, так как только в области религии можно найти самые прочные устои и обоснования нравственных черт и отношений к людям. Кроме того, если вы хотите создать для себя полное и цельное миросозерцание, что очень важно для сформирования законченной личности, то вы никак не можете пройти мимо вопроса о Боге.
Конечно, когда я говорю о религии, я не подразумеваю под ней вероисповеданий с их церковными и обрядовыми особенностями, а имею в виду лишь общее признание Бога, как Всевышнего, Абсолютного Существа, и такое признание есть в сердце каждого человека, хотя часто оно существует в неопределенных, не вполне выявленных формах идей истины, добра и кротости.
Вот это-то признание Бога, часто смутное и неопределенное следует проявить, сделать более отчетливым и укрепить.
Как это сделать?
Наблюдение над природой, этим чудесным творением Бога, и сближение с ней может быть одним из средств познания Творца. По дивной картине мы можем почувствовать кисть гениального художника; по чудесному творению можно познать Творца. Стоит только присмотреться к явлениям природы, где непонятный для нас, необъяснимый силы производят удивительные действия, как невольно накрашивается вопрос: «Каким образом все это происходит? Где основная причина»? И также невольно является ответ: «Есть Высшая Сила, которая все это производить и всем управляет».
Кроме того, созерцание природы и размышление об ее явлениях в конечном итоге приводить к мысли, что и в нас самих действует та же высшая сила, творящая жизнь. Мы так же, как и окружающая нас природа, - творение этой Силы. Является сознание единства с природой, с другими людьми, со всей вселенной. А это сознание единства очень важно в моральном отношении, так как порождает любовь и бережное, заботливое отношение к окружающему миру.
Вот что говорить о религиозном чувстве основатель скаутизма,
мысли, которые не имеют никакого значения для современной жизни.
Какое заблуждение! Я помню, как один студент, после горячего спора| о Евангелии, на мой вопрос: читал ли он эту книгу? - ответил: «Я не так глуп, чтобы тратить свое время на такие вещи!»
Это уже нечестно! Такое отношение недостойно мыслящего человека. Нельзя осуждать то, чего не знаешь, с чем не знаком лично. Серьезные вопросы требуют и серьезного отношения. Вы имеете полное право составить свое собственное мнение по любому вопросу, но составьте его после основательного исследования и самостоятельными усилиями. Ничего нет хуже широко распространенной в русском обществе привычки - судить обо всем с кондачка и на основании чужих слов.
Евангелие - действительно книга жизни и написана она именно для нас, для наших современников, для всех народов, для всех времен, а не только для тех, которые жили девятнадцать веков тому назад. Какой бы вопрос ни встал перед вами в жизни, в каком бы сомнении ни находились вы в критическую минуту, откройте книгу Нового Завета и там вы непременно найдете совершенно ясный, простой и точный ответ на ваш вопрос. Но к этой святой книге нужно подходить искренно и честно. Если вы беретесь за нее с заранее составленным предубеждением, что не найдете там ничего для себя полезного, если ищете там только материал для насмешливой и поверхностной критики, если нет в вас желания вникнуть в это высокое учение глубже и серьезнее, то лучше не беритесь за чтение этой книги совсем или отложите до того момента, когда у вас явится искренний и честный порыв ознакомиться с ней. А такой порыв всегда возможен, и вызвать его нетрудно, если только не заглохло совсем стремление к познанию истины и не ожесточилось почему-либо сердце против религии вообще.
Прежде, чем приступить к чтению, подумайте только про себя: «Сколько человеческих поколений относилось к этой книге с восторженным благоговением, находя здесь для себя и программу жизни, и утешение в минуты скорби, и силу для любви к другим! Сколько людей умерло с восторгом за исповедание этого учения, считая это величайшим счастьем для себя! Проходили века, сменялись поколения, а книга эта не умирала, и для миллионов лю-дей слова ее звучали, как глаголы жизни!»
Если подумаете только серьезно, что значила и чем была эта книга для человечества, то почти наверняка можно сказать, что в глубине души вы почувствуете к ней невольное уважение. Нельзя относиться с презрительной насмешкой к тому, за что умели умирать люди. Если же все-таки найдете такую усмешку на своих губах, то знайте, что вы серьезно больны самомнением и легкомыслием, и вам надо принять какие-нибудь решительные меры против этого.
Как надо затем читать Священное Писание? Некоторые извлекали особенную пользу от изучения некоторых самых назидательных книг Писания. В Библии, как вам известно, 66 отдельных книг, но эти книги не все в одинаковой мере назидательны. Большой знаток этого дела в Америке указал на следующий наиболее продуктивный порядок чтения Священного Писания. На первом месте он поставил четыре Евангелия: от Матвея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Затем послания апостола Павла, первое послание Иоанна, Псалтирь и книгу Иова.
Поэтому полезнее вначале уделить время на изучение именно этих книг, а не разбрасываться по всем книгам Библии.
Другой метод изучения - это знакомиться с посланиями в Новом Завете. Необходимо помнить, что эти послания - суть письма; поэтому вообразите, что эти письма написаны вам и, размышляя, читайте их внимательно, задавая себе такой вопрос: «что тут сказано для меня?» и затем: «что должен делать я для других на основании прочитанного?»
Многие извлекают пользу от изучения биографий библейских личностей. Секретарь всемирного христианского студенческого союза, Д.Р. Мотт говорит следующее о своем опыте в этом отношении: «Я провел приблизительно два года, уделяя 30 минут ежедневно на изучение библейских личностей. Я изучал, например, личность Иоанна Крестителя, Петра и Иоанна, учеников Христа, Павла, Моисея, Даниила и других. При этом я руководствовался одним простым правилом. Я обращал внимание, как эти личности готовились к своей жизненной работе, какими качествами они обладали для этой работы, какие затруднения они встречали и как они побеждали свои затруднения. Я изучал добро, которое они сделали в свое время и секрет их влияния. Я находил, что они от этого делались для меня новыми, живыми личностями, примерами, которые меня воодушевляли. Некоторые студенты изучали Писание по другому способу. Они выбирали и изучали некоторые библейские темы. Одно время, будучи еще студентом, я читал Библию с товарищем, и мы в течение целого года вдвоем изучали тему о Духе Святом. К концу года нам казалось, что мы только начали зна-комиться с этой темой, и чем дальше, тем больше она становилась для нас действительностью и оказывала нам существенную помощь. Другой раз я изучал в течение нескольких месяцев тему о молитве, потому что у меня было много сомнений по этому вопросу. Я стал прилежно изучать Новый Завет, останавливаясь над всем тем, что проливало свет на эту тему, а после стал изучать и Ветхий Завет на эту же тему о молитве. Собрав много материала, я несколько месяцев провел, чтобы выяснить для себя вопросы: что такое молитва? чем она характеризуется? в чем секрет молитвы? когда нам следует молиться? что мешает нам получить ответ на молитву? и т. д. Стал изучать и те молитвы, которые упоминаются в Библии и тех лиц, которые молились, и пользовался их опытом. Затем я останавливался и на моих сомнениях о молитве, т.е. на тех вопросах, на которые я раньше не находил ответа. Могу сказать, что такое изучение пролило мне на молитву больше света, нежели чтение каких бы то ни было книг о молитве, хотя я и их прочел немало. Я указал только на эти две темы, но, наверно, у вас есть свои соб-ственные темы, которые вы желали бы разъяснить себе...»
«Я нахожу, что больше всего пользы можно получить от изучения личности Самого Иисуса Христа. Однажды я спросил профессора Друммонда, идя с ним по улицам Эдинбурга, какие темы из Священного Писания, по его мнению, наиболее полезны для изучения? Он не сразу ответил, и мы долго шли молча; наконец он сказал: «Я бы рекомендовал заняться изучением следующих трех тем для большей нравственной и духовной пользы: прежде всего, изу-чать жизнь Христа, во-вторых, жизнь Христа и, в-третьих, жизнь Христа». И я пришел к убеждению, что он был прав. Безразлично, какие у вас будут взгляды на Христа, но опыт указывает, что именно изучение этой личности полезнее всего. Во всяком случае, вы не пожалеете, если уделите даже много времени на эту тему".
«Некоторые желают узнать, каким образом практически выполнить такое библейское чтение. Изучаете ли вы какую-нибудь отдельную книгу или Послание, или биографию, или тему, разбивайте каждую такую тему на части так, чтобы заняться в течение каждого дня одной какою-нибудь стороною или частью вопроса. Хорошим руководством для некоторых будет то пособие для изучения Евангелия от Марка, на русском языке, которое издано Петроградским Христианским Студенческим Кружком, а также пособие Г. X. Олдхам под заглавием: «Учение Иисуса Христа», пер. с английского, издание того же кружка».
«Вы, наверное, натолкнетесь на непонятные места и встретитесь с такими текстами, которых не будете в состоянии объяснить. Я советовал бы делать отметки против таких месть и затем в другое время разбираться в них осно-вательно, но не допускать, чтобы эти трудные места отвлекали вас от главной цели вашего чтения. От какой цели? Цели - питать вашу духовную природу и укрепить вас на этот день».
«Следующий мой совет: быть основательными в работе. Будучи в Австралии, я слышал, что иногда находят золотой песок на поверхности земли, но для нахождения более крупного песка и самородков приходится копать иногда очень глубоко. Я думаю, что наибольшую пользу из Священного Писания извлекают те, которые основательно роются в нем. Когда поверхностно и быстро читаешь Священное Писание, то не доходишь до всей глубины его смысла, но кто глубоко вникает в него, тот поистине находит драгоценные алмазы. Как важно, чтобы мы глубоко думали и размышляли о прочитанном! Если мы прочитаем, таким образом, хотя немного стихов, это нам даст несравненно больше, чем если бы мы их прочли много, но поверхностно».
«Другое указание, на которое я хотел бы обратить ваше внимание, - это делать заметки во время чтения. Я сохраняю заметки, которые я делаю во время моих чтений Священного Писания и для меня они очень полезны. Я нахожу, что мне очень помогает сосредоточиваться, когда я делаю заметки о том, что на меня производить впечатление».
Этими указаниями человека, опытного в деле христианского воспитания, скауты также могут воспользоваться.
Другой мой совет: то, что вы вычитали в Евангелии, проверяйте, насколько можете, на деле, в своей жизни. Евангелие такой проверки не боится. Правда, здесь вам встретятся такие нравственные правила, которые покажутся трудно осуществимыми и даже странными. Здесь имеется, в виду высший идеал нравственно-совершенного человека, идеал для нас пока недоступный. Не смущайтесь этим, но то, что сможете, попробуйте, несмотря на сомнения, осуществить в жизни, хотя бы в маловажных случаях, и только тогда судите об этих правилах. Таким путем вы получите двойную пользу: во-первых, вы лучше поверите в справедливость этих правил и в высший моральный авторитет тех лиц, которыми они даны. Вы поверите, что лица эти действительно хорошо знали природу человека, его душу, его сердце, и на основании этого глубокого понимания человека могли давать безошибочные советы и правила. Вы поверите, что лица эти знали высшую нравственную истину и тот путь, те средства, при помощи которых можно достигнуть нравственного совершенства. Такая вера, подкрепленная личным опытом, гораздо прочнее, гораздо сильнее, гораздо ценнее, чем та вера, которою многие довольствуются, и которая есть не что иное, как холодное согласие рассудка с данными правилами.
Попытаюсь разъяснить это несколько подробнее. Часто случается, что прочитает человек какое-нибудь правило или изречение, подумает над ним немного, кое-что припомнит, сообразит, взвесит в уме различные доводы за и против, скажет: «Да, это верно, это совершенно верно!» и спокойно продолжает читать дальше. В его уме отразилась истина, он ее понял, но она осталась в нем холодной, недействительной. И позднее, когда жизнь столкнет его с искушением, когда необходимо будет наступить сообразно с усвоенным правилом, эта истина, принятая только умом, не удержит его от падения. Он изменить ей. Ум редко управляет нашим поведением, особенно в решительный минуты жизни. Нужно, чтобы истина прошла чрез наше чувство, чтобы мы ощутили ее сердцем, а это, скорее всего, бывает тогда, когда мы осуществим ее на деле. Тогда она становится для нас жизненной, имеющей действительное значение, а не прописной только истиной, которою мы можем щегольнуть в разговоре о высоких вещах, но которой мы изменим в первый же раз, как только от нас потребуется известное усилие воли, чтобы применить ее к своему поведению.
Мне припоминается один очень старый рассказ о двух подвижниках, изучавших вместе Священное Писание. Когда они прочитали заповедь о любви к ближним, один из них прервал чтение и сказал:
— Брат! Довольно на этот раз: я не совсем усвоил эту заповедь. Позволь мне подумать над ней и изучить ее. Когда я выучу ее, я снова приду к тебе, и мы будем продолжать чтение!
Другой подвижник согласился и ушел. Долго он ждал и в свободное время изучал Священное Писание один. Прошел год, другой, третий. Подвижник прочитал и изучил всю Библию, а брат все не приходил. Стал уже сокрушаться подвижник и думал: «Не надолго же хватило у брата желания изучать Слово Божие!»
Только к концу третьего года пришел пропавший брат. Он был худ, изможден и бледен. В глазах было много грусти, но на губах сияла счастливая улыбка.
— Где ты был? Отчего ты не приходил так долго?
— Прости, мой брат! — отвечал пришедший, кланяясь в землю, — прости, что задержал я так долго наше чтение Слова Божия. Но все это время я изучал ту заповедь, какую прочитали мы с тобой в последний раз. Я жил среди людей и учился их любить. Мне долго это не давалось — видно, бестолков я стал на старости. И только теперь думаю я, что немного научился этой заповеди...
— Брат мой! - отвечал подвижник, смутившись: — ты прости меня, что укорил я тебя в высокомерии моем. Ты сделал неизмеримо больше, чем я. Слово Божие было только на устах моих; ты же, хотя и одну заповедь, но изучил сердцем и делом...
Такова древняя легенда.
Было бы хорошо, если бы мы сумели подражать этому брату и делом проверять то, что вычитываем в Священном Писании. Трудно это, слов нет. Но велика здесь и награда: помимо того, что таким образом мы приобретаем твердую уверенность в правильности избранного пути, но самое исполнение евангельских заповедей, если делается с искренним сердцем, приносит громадное удовлетворение. Недаром на устах вернувшегося брата сияла счастливая улыбка.
Наконец, для развития религиозного чувства нужна молитва. Лучше всего молитесь, когда вы совсем одни. Ти-хонько склоните колени, подумайте, что пред вами бесконечно Добрый, Всемогущий и Всеведующий Отец, Который горячо, горячо вас любить и хочет поэтому, чтобы вы были тоже добрым, хорошим, и очень скорбит, когда видит ваши проступки, ваши нехорошие дела, чувства и мысли. И смотрит Он на вас то ласковым, то скорбящим, но всегда любящим взором и ждет, когда придете вы сами к Нему с раскрытой душой и расскажете Ему все-все о своих радостях и огорчениях, о своих надеждах и о своем отчаянии, о своих нуждах и желаниях, о своих добрых и дурных делах. В эти тихие минуты молитвы говорите без утайки о том, что вас мучит и волнует, куда вы стремитесь и о чем скорбите. Не заботьтесь о словах молитвы. Будьте только совершенно искренны и правдивы и не забудьте проверить дела свои и поступки и посмотреть, не огорчили ли вы чем любящего вас Отца Небесного. Если вспомните за собой что-нибудь нехорошее, искренно попросите прощения и обещайте в будущем изо всех сил бороться с искушениями и стараться найти в себе силу не делать впредь того, что вы сделали.
Часто бывает, что у человека нет настроения молиться. Тогда прочитайте молитву Господню или другую, какую вы знаете (очень хороша великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего...»), внимательно вдумываясь в каждое слово, и если все же не найдете в себе молитвенного настроения, тогда в кратких словах помолитесь о своих близких и о всех людях, особенно страдающих и угнетенных, и кончайте молитву: очевидно, в вас нет еще для этого нужной силы.
Но если явится в вас настроение и желание молитвы, не позволяйте ему пройти бесследно и выполните его немедленно, в какое бы время дня или ночи это ни случилось.
Из книги святителя Василия Кинешемского «БОЙ-СКАУТЫ. РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПО СИСТЕМЕ "СКАУТИНГ" РОБЕРТА БАДЕН-ПАУЭЛЛА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РУССКОЙ ЖИЗНИ И ПРИРОДЫ». Москва, 1917 г.

http://www.raskol.net/content/religioznoe-vospitanie-skauta-svyatitel-vasilii-kineshemskii