Каждый
православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя
четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных
бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка?
Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных
достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь.
Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и
первое неплохо, но второе намного важнее.
Кто-то
отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться
с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели:
попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах.
Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так
называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или
малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через
внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил
ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но
возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за
деятельностью этого целителя?
Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.
Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.
Сегодня
часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с
паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево
и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились?
Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь
сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения,
причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных
людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко
верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не
причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды
вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую
жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви,
другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения,
как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают
поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о
ней зная.
Сегодня
существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок
собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не
интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.
Между
тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека,
которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но
и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку.
Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он
начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые
вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда
возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами,
а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось
идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться
памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они
воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом.
Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему
оценить, что такое паломничество.
Невозможно,
да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в
паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой
поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у
которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я
еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины
своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в
обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно
почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно,
не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше
молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится
в настоящее паломничество.
Если
человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться
приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз.
Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на
поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели
надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться,
прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в
паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике,
купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник
может получить неизмеримо большую пользу для души.
И
последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как
некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как
подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством
повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.
Игумен
Пахомий (Брусков)